Мама
Сегодня твой День рождения. Говорят, что в день рождения надо вспоминать жизнь ушедшего человека…
Ты родилась очень любимым и желанным ребёнком. Но – ждали мальчика, настолько, что уже заготовили ему имя, хотели Лёнькой назвать.
Вместо Лёни получилась Лена… Как-то так сложилось, что играла с мальчишками в хоккей, была им добрым товарищем с прозвищем Лёнька-керогаз. Так вошла в образ, что однажды на катке в этого Лёньку-керогаза девочка влюбилась…
Школа. Спортсменка, комсомолка и просто красавица. Председатель пионерской дружины, секретарь комитета комсомола. Серебряная медаль при отличном аттестате… А потому что поведение – «хор.», отличное не дала поставить секретарь партийной организации, с которой школьный комсомол воевал по разным поводам.
А вот дальше – большая ошибка, на мой взгляд. За компанию с подружкой (!) поехала поступать в Новосибирский университет, на химфак. Подружка не поступила… Мама с отличием (как всегда!) окончила университет, стала работать, но… Отравление сероводородом, скорая с сиреной, запрет на работу химиком…
Вышла замуж ещё в институте, сразу после него родилась я. Роды сложные были, врачи сказали, что больше нельзя рожать. Но… переехала на другой участок, встала на учёт в другой консультации… А потом опять переехала и пришла в консультацию, где её помнили, на последних месяцах да с двойней… Говорят, шума и беготни врачей вокруг было много. Когда пришло время родов – для неё на всякий случай кровь для переливания готовили. Родила – хорошо, без осложнений и появились у меня две сестрёнки, за что маме отдельная и огромная благодарность! Не представляю, как бы я жила без них…
Двойня – это непросто. И я двухлетняя стала помощницей, и друзья, где могли, помогали. Одна из них вспоминала, что шла по Академгородку, и вдруг срочно потребовалось, простите, в туалет. Побежала в ближайший дружеский дом, а это наша квартира была. Зашла – рёв, шум, гам, суета… Бросилась помогать, только через час вспомнила, зачем пришла.
Переехали в Тюмень. Дом, дети, детский сад, работа… Отучилась в народном университете, переквалифицировалась на геологию. ЗапСибНИГНИ… Помню, как перед поступлением в школу учила название маминой-папиной работы – Западно-Сибирский научно-исследовательский геологоразведочный нефтяной институт. Вечерами – ходили иногда на волейбол, ну то есть родители играли, а мы по балкону бегали. И потом по танцзалу так же бегали – родители учились бальным танцам…
Дом на улице Республики… Праздники, на которых пели, читали стихи, танцевали, рисовали силуэты, играли в преферанс с родными, друзьями из института и соседями. Соседи… Жили рядом 7 лет и уже 40 лет после этого продолжаем дружить семьями. Кто жил с соседями дружно знает, как это хорошо, когда можно оставить друг у друга детей, когда общие праздники и поездки, просто во многом общая жизнь. Мама с соседкой иногда гадали вместе, и блюдечко у них действительно выписывало разные интересные и неочевидные вещи…
Отдельная тема – институтская самодеятельность. Родители пели в хоре, да так всё у них серьёзно было, что хор из любительского академическим стал. Проводились выставки детского творчества, перед ними мама искала идеи интересных поделок, ей было важно, чтоб её дети круче всех выглядели. Однажды делали макет сказки «Репка», головы персонажей были из выдутых яиц, остальное из бумаги. Конечно, выглядели круче всех, а потом носились дома с этой работой, не знали, куда пристроить. С тех пор не люблю поделки и подарки, с которыми изначально непонятно, что делать после их изготовления или дарения.
Вспоминая мамино вдохновение в хоре, в институтских новогодних постановках, в домашней постановке сказки «Теремок», в организации свадеб и потом – на наших фестивалях понимаю, что настоящим её призванием была режиссура праздников. Жаль, что вовремя этого никто не понял.
90-е… Крушение Советского Союза мама восприняла осень тяжело, её комсомольская душа плакала и протестовала… А за этим последовал крах института, отсутствие денег, поиск новой работы. Она потом рассказывала, как подходила к прилавку с конфетами, смотрела и вспоминала их вкус, а купить – денег не было.
На этом фоне у нас начался сетевой маркетинг. Орифлэйм. Втянула нас в это дело сестра, Наталья. А мы втянулись потому, что тогда это был реальный способ зарабатывания. Тяжело перешагивали мамино отвращение по отношению к продажам, но – справились. Для маминой коллективистской души в сетевой компании было много привлекательного. Работала, привлекала знакомых, опять организовывала разные мероприятия. Стала Директором, потом – Золотым директором. Поднималась вместе с Натальей, заражалась её энтузиазмом пока… Наташа не погибла в автомобильной аварии вместе с мужем и маленьким сыном.
Прошло 18 лет, а про это до сих пор писать тяжело. Ровно 18 лет, авария случилась как раз в мамин день рождения… С тех пор этот праздник стал двояким, с утра – печаль, после обеды – празднуем, пытаемся вывести маму из этой печали.
Не успели вывести – ушёл к другой женщине папа… Мама в этот период месяцами жила у меня, потому что в динамичной жизни многодетной семьи с любимыми внуком и внучками (в том числе – Наташиными дочками) ей было проще пройти этот период.
Потом – папа вернулся, а мама – буквально закопалась в дачу. С минимальным папиным участием она заставила все наши 12 соток цвести и производить овощи, фрукты, ягоды. Как всегда, со всей ответственностью. Отучилась на курсах для дачников, проработала много книг по саду и огороду (стоят у меня с закладками, подчёркиваниями, вложенными вырезками из газет).
А ещё я нашла для неё занятие, которое стало её страстью – каллиграфию. Писать – тетрадками, собирать материал – папками, распечатывать нужные разметки страницы – пачками… Сейчас под мамины материалы по каллиграфии отведён целый шкаф, и не факт, что его хватит. Писала упорно и подолгу. Этим писанием трижды вернула себе память, которая снижалась после очень высокого давления.
Ездила на занятия к ведущему каллиграфу России, общалась со своими соучениками при организации выставок каллиграфии на наших фестивалях, хотела некоторых из низ пригласить в Тюмень, чтоб здесь народ позанимался с интересными людьми, но…
Осенью 2016 года болела чем-то подозрительно похожим на ковид, на грани воспаления лёгких. Выздоровела, но упадок сил и настроения – остался. В декабре съездила в Новосибирск, пообщалась с одноклассниками, помирилась с сестрой, которая несколько лет не хотела с ней разговаривать.
А на новый год к нам не приехала, сказала, плохо себя чувствует. Потом больница, операция по поводу грыжи брюшной стенки, потом осложнение и ещё операция, и ещё… В организме сидела инфекция, с которой справиться не удавалось. В конце февраля перевели из реанимации в обычную палату, мы радовались, думали, скоро выпишут, поздравили с днём рождения, не понимали, почему наши знакомые врачи не спешат радоваться… Они правы были. Полиорганная недостаточность, снова реанимация и… всё.
Сегодня её исполнилось бы 75 лет.
Мамино жизнелюбие, стремление всё делать на отлично, вкус к организации праздников, умение переключаться на новый вид деятельности вижу в своих детях, её внуках. И уже в двух правнучках. Вспоминаю её очень часто, хотя нет, даже не вспоминаю – просто ощущаю, что она всегда со мной. Сейчас, когда пишем заявку на президентский грант на проект по каллиграфии это особенно явно ощущается.
Мира твоей душе, мама.
И нового воплощения, в котором ты будешь ощущать себя на 100 % девочкой и сама выберешь себе ту профессию, которая будет тебе действительно по душе.
На фотографии – мама такая, какой её знали и любили в последние годы жизни. На фестивале «Ключи от сказки» в новом костюме (а пофорсить для мамы – любимое дело!), с любимыми игрушками с отличным настроением! А какой она запомнилась вам?
#АкадемияСемейногоБлагополучия #МаринаЗаватская #ШколаРусскойКаллиграфии #Чистописание #РусскаяВязь #СовременнаяКаллиграфия #ЕленаГущина #КаллиграфияНаЗаказ #ПостановкаПочерка #МарафонПоЧистописанию